linalina20 (linalina20) wrote,
linalina20
linalina20

Category:

"Брат" (1997) Алексея Балабанова

Друзья,хочу  познакомить вас с понравившейся статьей  О фильме "Брат"
Помню и люблю и фильм и Сергея Бодрова-мл. И весь Питер  помнит и любит его,а не это ли высшая оценка!? Давно уже
этот портрет появился на трансформаторной будке в  двух шагах от Площади Александра Невского.Самый центр,вид которого строго охраняется всяческими инстанциями.

Итак статья,с которой я во многом согласна.


Оригинал взят у ollazarev в "Брат" (1997) Алексея Балабанова
Наверняка многие петербуржцы этой весной замечали вывешенные в общественных местах объявления о лит. конкурсе "Неизвестный Петербург", посвященному Году кино. На этот конкурс, не надеясь на какой-либо успех, я отправил свои размышления о фильме Алексея Балабанова "Брат" (1997). "Упаднические" настроения имели место в связи с тем, что я решил написать свое видение режиссерского замысла этого фильма, разнящееся с мнением многих кинокритиков. При написании эссе я знакомился с интервью Балабанова о его детище - для меня было важно приблизиться к режиссерскому видению фильма, а не подвести его под свою идеологию. Надеюсь, хотя бы на чуть-чуть мне это удалось...

В ноябре мне на почту пришло сообщение: "присланная Вами работа была включена в сборник «По ту сторону экрана»". В сборник были отобраны работы 70 авторов из более чем 500 участников конкурса. Неделю назад в "Буквоеде" на презентации сборника получил его авторский экземпляр. Теперь же хочу поделиться своим эссе о фильме, вошедшем в сборник, и мне очень интересно узнать ваши мысли, которые возникнут после его прочтения. Прежде чем приведу текст, добавлю, что эпиграф к нему был убран редактором, а название заменено на "Петербургский Брат" (мое название было "Петербург. Художник. Образ" - пожалуй, действительно, менее удачное, нежели предложенное редактором).
Кадр из фильма "Брат"
"Нужно, чтобы краски помогали выразить идею. Картина, в которой зритель старается отыскать смысл - душу, понять содержание ее и краски коей не отвлекают его от вдумчивости и рассуждения, - высокая, серьезная картина".
Павел Петрович Чистяков, русский художник и педагог

Пасмурно и туманно… Город словно окутан какой-то тревожно-загадочной дымкой. Стоит он, запахнувшись в свой серый плащ, и приглашает, и зовет в прогулку. Петербург поведает сам о себе, он сам будет лучшим проводником и расскажет безмолвно о великом своем прошлом, настоящем… А о будущем уж извольте додумывать сами. Впрочем, не только о себе и своих тайнах поведает Петров град, но о тайнах всей нашей обнищавшей матушки-России.

Итак… На экране – Петербург. Такой, каким его увидел прибывший из провинции русский парень Данила Багров… Без сомнения, вы сразу догадались, о какой картине я поведу далее свою речь. Попробуем разобраться, какую роль исполнил город в этом культовом фильме девяностых, у многих, а пожалуй и у большинства людей ассоциирующемся именно с городом на Неве.

Данила Багров, молодой парень с горячим сердцем, приезжает из провинции, и перед его глазами вырастает город-образ – не просто образ Северной Венеции, но образ всей России. По улочкам, которыми проходит Данила по своем приезде, некогда ходил великий мыслитель Достоевский, а равно и герой его бессмертного романа Родион Раскольников. На берегах Невы скукам светской радости предавался повеса Евгений Онегин, здесь же трагично угасали последние часы жизни дорогого Александра Сергеевича Пушкина. Здесь, в стольном граде Российской империи, в народных волнениях конца девятнадцатого – начала двадцатого века предугадывалась будущая горькая драма русского народа.

Петербург – не просто город. Для режиссера (назовем его художником) фильма Алексея Балабанова Петербург – это палитра. Красками этого города пишется все происходящее в фильме, на холсте пленки воплощаются люди честные и порочные, люди сильные и слабые, создается образ России в нелегкие для нее годы. Съемки фильма проходили в разных уголках города, как известных во всем мире, так и неведомых даже некоторым его знатокам и коренным жителям – этим достигается широта заложенного в картине образа.

Глазами молодого парня-дембеля, своеобразного героя своего времени, видим мы подноготную нашей страны. Обманутый, он втягивается братом в криминальную историю, но сам брата он не обманет. Пытаясь поступать по чести так, как научила его суровая жизнь, он остается никем не понятым. «Совестью» и единственным верным другом во всем многомиллионном городе для Данилы становится бедняк-немец, живущий на Смоленском кладбище среди могил своих предков. Между ним и Данилой дважды завязывается разговор о силе – силе города. В начале и конце фильма. Деталь эта примечательна и, думается, вовсе не случайна. Она подчеркивает значимость того образа, который художник старательно вырисовывает в своей картине. Город – «страшная», «злая сила», − говорит бедняк-немец. – «Сильный приезжает – становится слабым. Город забирает силу».

«Вот и ты пропал», − добавляет он в самом конце. О чем эти слова?.. Да, как ни странно, но Данила становится слабым. Он уезжает из Петербурга с добытыми ценой крови деньгами, которые из всех отказывается принимать только друг-немец – человек совести, человек сильный и, быть может, потому и нищий. А Данила уезжает в Москву вслед за несбывшимися желаниями своего брата: «Петербург. Красивый город, но провинция. В Москву ехать надо. В Москве вся сила».

Думаю, каждый зритель должен задать здесь себе вопрос: действительно ли Данила есть супермен, прибывший в город на Неве, разобравшийся со всей нечистью, и уехавший наводить порядок в столицу? Так ли все просто? На это ли указывает созданный художником образ, для того ли ставятся вопросы о городе и его силе? Или здесь что-то большее? А именно – драма, драма России уже конца двадцатого века, в которой бездарно гибнут вот такие замечательные парни, как Данила Багров. Ведь судьба Данилы в конце фильма ясна до боли, приговор поставлен – спасти Данилу может лишь чудо…

Весь сюжет фильма, написанный красками Петербурга, очень поучителен. Он, несомненно, продолжает быть актуальным и в наше время, когда Россия медленно, но верно поднимается с колен, когда, к счастью, все меньше таких Данил, обманутые, гибнут в лихой круговерти. Актуален, я уверен, фильм будет всегда – как памятник, предупреждение и напоминание о лихих девяностых, о России того времени. А если с годами произведение не теряет своей насущности и продолжает быть любимо многими, значит оно – шедевр, каким и является Петербургский «Брат» Алексея Балабанова.

Надеюсь, вам захотелось вновь пересмотреть этот фильм. Иначе зачем я измарал столько бумаги? Горе тогда мне, не сумевшему донести своих чувств, мыслей и переживаний, переполняющих горящее любовью сердце. Но надеюсь, что это не так. Давайте, пересматривая этот фильм и сопереживая главному герою, не допустим, чтобы в будущем нашим детям пришлось вновь оказаться на месте Данилы. История наказывает тех, кто невнимателен к преподанным ею урокам.

А Петербург не прощается с нами. Он ждет нас, чтобы вновь и вновь провести по своим каналам и улочкам, где некогда ступали десятки и сотни Данил Багровых. Он ждет нас, чтобы мы услышали безмолвную историю о его настоящем и прошлом. А о будущем?.. Оно в наших руках. Каким оно будет?..

P.S. Ознакомиться с оригиналом поста можно по этой ссылке.
Сборник "По ту сторону экрана"
Сборник "По ту сторону экрана"
Tags: критика, хорошее кино
Subscribe

  • С добрым утром!

    Охта -один из самых больших районов Санкт-Петербурга. Получил название по впадающей в Неву реке Охте, на берегах которой находится этот район.…

  • Осень удивляет.

    Удивительная в этом году ясная яркая и тепла осень в Санкт-Петербурге. Осенний парк настолько разнообразен в Красках,что просто невозможно пройти…

  • Осень ..Фото..Санкт-Петербург.

    Вчера во время путешествий по городу,коих у меня оказывается очень много.делала снимки разных мест.Текх,что привлекли внимание 1.Это вид из моего…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • С добрым утром!

    Охта -один из самых больших районов Санкт-Петербурга. Получил название по впадающей в Неву реке Охте, на берегах которой находится этот район.…

  • Осень удивляет.

    Удивительная в этом году ясная яркая и тепла осень в Санкт-Петербурге. Осенний парк настолько разнообразен в Красках,что просто невозможно пройти…

  • Осень ..Фото..Санкт-Петербург.

    Вчера во время путешествий по городу,коих у меня оказывается очень много.делала снимки разных мест.Текх,что привлекли внимание 1.Это вид из моего…