
А ведь мало кто знает,что этот Памятник петербургскому фотографу,установлен перед зданием ателье Карла Карловича Буллы.
Карл Карлович Булла
Его имя знакомо в основном узкому кругу лиц — фотографам, историкам, деятелям культуры, журналистам, или же просто самым любознательным гражданам России. И это несмотря на то, что Карл Булла — вошел в историю как «отец российского фоторепортажа».
Хотя Карл Булла почитается как родоначальник российской репортажной съемки и главный летописец дореволюционного Петербурга,биография его полна неточностей и загадок.
Итак:
Карл Карлович Булла (Карл Освальд Булла)(1853/1855-1929) появился на свет в купеческой семье в прусском городке Леобшютц в Силезии.
Первая неясность — год рождения будущего классика фотосъемки: то ли 1853, то ли 1855-й. Однако доподлинно известно, что уже в 1865 году мальчик приехал в Петербург.
По одной из версий, родители посадили отпрыска на пароход и отправили в далекую Россию, чтобы тот учился самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. Что именно натолкнуло купеческую чету на бессердечную мысль послать ребенка — одного — в чужую страну, неизвестно. По другой версии, юный авантюрист просто-напросто сбежал из дома. Учитывая общительность, энергичность и предприимчивый нрав, который позднее проявил Булла, эта гипотеза вовсе не кажется такой уж неправдоподобной. По третьей версии, которая почему-то встречается не так уж часто и считается не самой вероятной, Булла переехал в Санкт-Петербург с родителями. Так или иначе, о его семье почти ничего не известно — кроме того, что мать звали Анна Булла (урожденная Шенфельд), а отца — Карл Освальд Булла (то есть сыну дали полное имя отца)
Начало карьеры:
В одиночестве или нет, но в 1865 году Карл успешно прибыл в столичный Петербург и в скором времени устроился в фотофирму «Дюпант»,работал курьером,потом подмастерьем и лаборантом.
В 1875 году Булла открывает свое первое фотоателье (согласно большинству источников, на Садовой улице, 61) Но тогда уже это был популярный бизнес, так что молодому фотографу приходилось строить карьеру в условиях серьезной конкуренции (на Невском и Садовой фотосалоны располагались чуть ли не в каждом доме)
Завоевать любовь публики ему помогла природная контактность: легкий в общении, Карл Карлович умел расположить к себе даже незнакомых людей. Тогда как обычно фотографы того времени требовали от клиентов абсолютной неподвижности, Булла, по воспоминаниям очевидцев, просил моделей: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!» Во время съемки он позволял себе общаться с клиентами, делиться байками и новостями, шутить. Таким образом, он был одним из первых фотографов, работавших по принципу «снимать, не дожидаясь, когда все приготовятся».
Из-за этого люди на фотографиях Карла Буллы не выглядят как манекены с напряженными лицами. Напротив, фотопортреты, сделанные в его салоне, получались естественными и непринужденными.
В 1876 году Карл Булла вместе с женой Розалией, урожденной Глинска, подал прошение о разрешении принять присягу на подданство России. Поскольку молодой человек был «поведения и образа жизни хорошего», просьба было удовлетворена, и Булла стал гражданином Российской империи.
Фабрикант и предприниматель Булла
Творческую фотографическую деятельность Булла на первых порах совмещал с чисто производственной: пользуясь растущим спросом на фотографические материалы, он (предположительно в 1883 году) В то время стеклянные негативы стали заменять на сухие бромжелатиновые пластинки, которые можно было изготовлять впрок. К тому же технология позволяла снимать на коротких выдержках, и уличная фотосъемка стала возможна без штатива
Фотопластинки приносили предпринимателю отличный доход. Они были высокого качества и продавались не только в Санкт-Петербурге, но и рассылались по всей империи через оптовую фирму «Лиман и Рикс»

Вскоре Булла начал интересоваться уличной съемкой. В 1886 году он подал соответствующее прошение и получил разрешение «на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга» при условии, чтобы «при производстве означенной работы не было причинено стеснение публики и экипажей»
Так в биографии Карла Буллы открылась новая страница: он начинает осваивать новый жанр фотоискусства: с громоздким оборудованием выходит на улицы Петербурга и снимает жизнь города. Сам того не осознавая, он становится одним из пионеров жанра фоторепортажа.
При этом мастер не оставлял и портретной студийной фотографии. Более того, со временем он открыл два новых ателье: одно — в престижнейшем месте на Невском проспекте, 110 (с 1906 года — дом 48, здание Пассажа) (там же Булла тогда проживал и там же, судя по вышеприведенной рекламе, находилась его лаборатория), другое — на набережной Екатерининского канала (нынешнего канала Грибоедова), 66. (По некоторым данным, ателье в здании Пассажа Булла открыл в 1902 году)

Именно портреты были в тот период основным источником дохода Буллы: репортажная съемка длительное время не являлась коммерчески выгодной. Всё изменилось в 1894 году, когда Министерство внутренних дел разрешило выпуск почтовых открыток («бланки открытых писем частного изготовления»), да еще в стандарте Всемирного почтового союза. Это давало возможность фотографам существенно увеличить тиражи изображений, а заодно — рекламировать свое творчество на международном уровне. Булла моментально открывает собственную типографию для выпуска открыток и начинает усердно заниматься выездной съемкой. Многие издательства печатают открытки по его фотографиям.

Тогда же, благодаря появлению новых технологий полиграфии, стало возможным воспроизведение в печати репродукций с фотографий одновременно с текстом. Фотоснимки сразу же становятся востребованным материалом для газет и журналов, и издатели обращаются к Булле и другим фотографам за интересными и актуальными снимками. Неимоверные тиражи иллюстрированных изданий произвели переворот в истории фотографии. С 1897 года снимки Буллы стали печататься в одном из самых популярных российских журналов «Нива», тираж которого достигал 250 тыс. экземпляров в неделю.
Теперь Карл Карлович приобрел настоящую известность. Он стал «собственным автором» «Нивы» на долгие годы, занимаясь «фотографированием на злобу дня». Кроме того, он сотрудничал во многих других изданиях.
В свете всех этих перемен в 1895 года Булла перестал заниматься производством фотографических пластинок и сосредоточился исключительно на фотосъемке
И действительно, Булла был самым оперативным петербургским фотографом. Благодаря своим многочисленным «агентам», выискивавшим по всему городу интересные происшествия и забавные случаи, он быстро узнавал обо всех новостях.
Этот невысокий энергичный человек в котелке и с громоздкой камерой по первому зову оказывался там, где требовалось запечатлеть что-нибудь важное или любопытное.



В 1896 году Карл Карлович получил звание «фотограф Императорского Двора» («фотограф Министерства Императорского двора») и специальный знак «фотограф Санкт-Петербурга».
Не меньше, чем официальная хроника, Буллу интересовала будничная жизнь города. Он всегда старался быть беспристрастным и не боялся показать «непарадную» сторону столицы.Поэтому на его снимках можно увидеть повседневную жизнь приютов, учебных заведений, детских больниц, а также уличные сценки и разнообразные городские происшествия.


Со многих фотографий на нас смотрят простые люди: крестьяне, извозчики, молочницы, пожарные, сестры милосердия и разносчики газет.


Кроме того, мастер создал целую галерею портретов исторических личностей: писателей, художников, актеров, балерин, ученых, членов императорской семьи, государственных деятелей.

В 1904 году Карл Булла получает разрешения снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии, производить съемку «во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни»
Его фотографическое предприятие переживает настоящий расцвет. Он становится официальным фотографом Императорской публичной библиотеки, Российского общества Красного Креста, Управления градоначальства, Императорского Российского пожарного общества и многих других организаций.
Булла занимался благотворительной деятельностью и в 1904 году стал попечителем Мариинской школы глухонемых. За серию снимков сиротских домов в 1910 году ему было присвоено звание потомственного почетного гражданина Санкт-Петербурга.
Новая фотостудия Карла Буллы на Невском проспекте, 54, напротив Императорской публичной библиотеки, была оборудована по последнему слову техники, с купеческой роскошью и пользовалась огромной популярностью.

Сфотографироваться у модного мастера стремились представители всех сословий. Его клиентами были гимназисты и студенты, военные и чиновники, купчихи и фрейлины, артисты и художники
Своих сыновей — Александра и Виктора — Булла начал привлекать к работе примерно с 1890-х годов. На следующей фотографии запечатлено семейство Карла Буллы (Карл Карлович стоит второй слева, чуть правее сидит его жена, по краям стоят сыновья: слева Александр, справа — Виктор с супругой Верой Константиновной; сидят ее родители).

Дела семейного предприятия шли хорошо. В 1910 году доход фирмы «Булла и сыновья» достиг 250 тыс. рублей (для сравнения: годовое жалованье чиновника дореволюционной России составляло 4 тыс. рублей
В 1917 году Карл Булла оставил фирму на сыновей, покинул Петербург и уехал с женой в Эстонию на остров Сааремаа (Эзель)главная причина отъезда именно встонию была в том, что это была родина его новой жены — эстонки по имени Христина (Христина Ивановна) (Christine Juliane Keselberg), с которой они поженились в 1904 году. (Карл Карлович был женат трижды. Первая его жена умерла от тяжелой болезни, со второй он развелся.

Уехав в Эстонию, Булла вел тихую жизнь, снимая разнообразные этнографические сюжеты и обучая местных жителей фотоискусству.
Там фотограф и умер в 1929 году. В музее Карла Буллы в Петербурге сегодня можно увидеть рисунки, изображающие места последнего пребывания мастера.
Могила Карла Буллы и его жены сохранилась до наших дней.