31 января 1921 года в обычной петроградской семье родился сын, которого назвали Владиславом.
В 1938 году Владислав был принят в студию при Большом драматическом театре им. М. Горького и в том же году стал актёром БДТ (с 1992 года — имени Г. Товстоногова), в котором проработал всю жизнь.
Владисла́в Игна́тьевич Стрже́льчик

Он был вторым ребенком, но очень долгожданным. Его родители жили скромно, образования у них не было, но тем ценнее была их врожденная интеллигентность. Наверное, поэтому Владиславу Стржельчику так удавались роли аристократов на сцене театра и кино.
Мама мальчика работала в Эрмитаже,отец-поляк по национальности, был глубоко верующим человеком и тайно посещал костел. Когда сыновья подросли, он водил их с собой на службу.
Там, под сводами храма,( Во время богослужения мальчик выполнял небольшие поручения настоятеля – приносил святую воду, подавал церковную утварь и ощущал себя частью происходящего.)в душе Владислава зародилась любовь к театру, ведь церковная служба чем-то напоминает театральное действо.

В школьные годы Влад дневал и ночевал в драмкружке. Родителей устраивало, что сын занят делом и не шатается по улицам.
После школы Стржельчик решил поступить в студию при Большом драматическом театре. Его приняли на курс Бориса Бабочкина, но через год призвали в армию. Потом началась война – сначала Владислав Стржельчик воевал на передовой, затем его перевели в военный ансамбль. В театральную студию он вернулся после победы и продолжил обучение.
Первые два года Владислав Стржельчик был во вспомогательном составе, но в 1947 году его зачислили в основную труппу БДТ. Дебютом актёра стала роль Клаудио в постановке «Много шума из ничего».
Актер никогда не опаздывал на репетиции, всегда досконально учил текст и представал перед зрителем в хорошей форме.Соломон Грегори в его исполнении в спектакле «Цена» покорил даже самых строгих критиков – они признали его шедевром. Владиславу настолько точно удалось вжиться в роль 90-летнего старика, что постановку показывали на сцене БДТ 25 лет: все эти годы спектакль держался исключительно на Стржельчике.

Его искрометный тонкий юмор выручал и на сцене. Коллегам легко работалось с ним, а зритель получал удовольствие.Друзья называли его "Стриж"
Наглядный пример актерского успеха– искрометный князь Вано в постановке «Ханума». Запомнился и творческий тандем с Алисой Фрейндлих в спектакле «Этот пылкий влюбленный»
Со смертью Товстоногова стал меньше играть в театре. Позже во время репетиций и спектаклей стал забывать текст, поэтому принял решение уйти со сцены
Фильмы.
В кино Владислав Стржельчик начал сниматься в 1942 году. Его первый экранный образ – финский офицер-белогвардеец в картине «Машенька». Но популярность пришла к актеру гораздо позже, через 23 года, когда он сыграл генерала Готбурга в фильме «Как вас теперь называть?».

Многие его роли стали классикой советского кино. Ему одинаково хорошо удавались образы Наполеона в «Войне и мир», афериста Нарышкина в «Короне Российской Империи», отца невесты в «Соломенной шляпке», Лестока в «Гардемаринах, вперед!».

Владислав Стржельчик в фильме «Война и мир»
Актер успешно снимался и принимал участие более чем в 80-ти фильмах.
Запомнился по ролям генерала Ковалевского в фильме «Адъютант его превосходительства» (за эту работу удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых за 1971 год
Источник: http://stuki-druki.com/authors/Strzhelchik-Wladislav.php Штуки-дрюки ©
Владислав Стржельчик в фильме "Адъютант его превосходительства":
Источник: http://stuki-druki.com/authors/Strzhelchik-Wladislav.php Штуки-дрюки ©
В 1965 году артисту было присвоено звание Народного артиста РСФСР, а через 9 лет он стал Народным артистом СССР. Также он занимался педагогической деятельностью: преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографа в 1959—1968 гг., в Ленинградском институте культуры - с 1966 г.
Последними работами Владислава Стржельчика в кино стали роли в фильмах «Перикола» (1984), «Лицом к лицу» (1986), «Тартюф» (1992), «Провинциальный бенефис» (1993), «Трагедия века» (1994).
Личная жизнь
Владислав Стржельчик был женат дважды. Его первая супруга Ольга Михайловна родила актеру дочь Марину. Но отношения в семье не сложились. Владислав продолжал жить с женой ради ребенка, пока не встретил Людмилу Шувалову. Их знакомство случилось на юге, где оба находились на гастролях. Людмиле было 24 года, Владиславу – 30. Она - из Москвы, он - из Питера. После возвращения актёр сразу же позвонил ей, приезжал в Москву, когда мог вырваться. Вскоре пара решила жить вместе.

Владислав Стржельчик и Людмила Шувалова
Владислав ушел из семьи, и счастливые влюбленные поселились в съемной комнате без окон. Переезд в Ленинград пугал родителей Людмилы, но они отпустили дочь. Семь лет они жили в гражданским браке, а потом расписались.
В этом союзе не было детей – Людмила Павловна сознательно отказалась от материнства, посвятив себя мужу. Его жизнь была занята театром, а все бытовые хлопоты легли на плечи жены. Он обожал супругу и уютный дом, в котором всегда было чисто и изысканно.
Внебрачный сын Владислава-Дмитрий Исаев родился в Ленинграде 23 января 1973 года. Мать Дмитрия Исаева работала гримером в БДТ. Сам Стржельчик, по свидетельству Людмилы Шуваловой, своё отцовство отрицал до конца жизни, однако всегда следил за жизнью сына, признаваясь в отцовстве близким друзьям. О том, что Исаев — настоящий сын Стржельчика, знал весь театральный Ленинград.
По словам супруги, она знала о романах Стржельчика, но прощала его, чтобы сохранить семью: "Поэтому к увлечениям мужа относилась спокойно. Мне даже льстило, что он нравится женщинам. Главное, я знала, что муж очень ценит уклад нашей жизни и все увлечения мимолетны, поверхностны и никак не отражаются на наших с ним отношениях"
тревожный сигнал был на репетиции спектакля «Макбет» в 1994 году. Стржельчик забыл текст и не мог произнести даже двух предложений – раньше такого не случалось. Людмила Павловна настояла на обследовании – диагноз был неутешительный – опухоль мозга. Мужу она так и не решилась сказать правду.
11 сентября 1995 года актера не стало. Его похоронили на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Вдова Стржельчика говорит, что это был единственный раз, когда она оказалась бессильна помочь любимому мужу.