Украшала Знаменскую площадь церковь.
Деревянная церковь здесь была построена еще в 1767 году по велению императрицы Елизаветы Петровны, а в 1804 на её месте уже стояла каменная Знаменская церковь. Слева - Знаменская улица (сегодня - Восстания), справа - Лиговский проспект.
На месте храма теперь находится станция метро "Площадь восстания".
В начале 1941 года церковь разобрали. До этого времени она еще работала.
Через несколько лет после окончания войны в 1955 году на этом месте была построена станция метро "Площадь Восстания". Это фотография 1955 года.
Площадь, которая с октября 1918 года называлась площадью Восстания. Перспектива Невского проспекта. По Невскому и по площади ходят трамваи. Это - 1931 год. Там, справа, за часовней и начинается Знаменская улица.
Сама площадь была образована в 1840-х годах по проекту архитектора Н. Е. Ефимова в связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург — Москва; с этого времени началось формирование площади. В 1844—1851 годах здесь по проекту К. А. Тона было построено здание Николаевского железнодорожного вокзала (ныне — Московский вокзал).
В 1845—1857 годах по проекту архитектора А. П. Гемилиана была построена четырёхэтажная «Знаменская гостиница», которая потом называлась «Северной», «Большой Северной», а после революции стала «Октябрьской». Здание неоднократно перестраивалось.
теперь оно выглядит так:
Неотъемлемой частью площади был в начале 20 века был трамвай.
Вот так ходил трамвай в начале 20 века по пл.Восстания.
Видите сверху справа странный отворот зигзагом назад?
Рельсы трамвая поворачивали под Арки дома нынешней гостиницы Октябрьская. Арки было 2 и сквозь них шли трамваи туда и обратно!
Строительство трамвайных путей под аркой гостиницы .
Ремонт трамвайных путей на площади Восстания .
23 мая 1909 года в центре площади был открыт конный памятник императору Александру III (скульптор П. П. Трубецкой, архитектор Ф. О. Шехтель).
В 1922 году на гранитном постаменте была высечена надпись со стихами популярного в то время поэта Демьяна Бедного: «Торчу здесь пугалом чугунным для страны».
В октябре 1937 года памятник был демонтирован и его перевезли во двор Мраморного дворца.
В 1953 году была проведена реконструкция площади, разбит парадный сквер, в центре которого был установлен закладной камень с текстом: "Здесь будет сооружен памятник В.И. Ленину. Заложен в день празднования 250-летия Ленинграда".В 1950-1952 годах фасады всех зданий на площади Восстания были отреставрированы. К этому времени с площади сняли трамвайное кольцо, трамвай перестал ходить по Невскому проспекту. Проезжую часть площади залили асфальтобетоном.
Но вместо этого был открыт обелиск "Городу-герою Ленинграду" в центре площади Восстания 8 мая в 1985 года, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В 1980-х годах начали создаваться проекты создания двухуровневой развязки на площади Восстания, благодаря которой был бы развязан уже тогда сильно загруженный транспортный узел. Лиговский проспект согласно планам советских инженеров должен был пройти под Невским. Однако, из-за дороговизны проект к 1990-м годам осуществлён не был, а затем из-за смены экономической системы его вовсе забыли. В 2000-х годах широко обсуждался проект создания под площадью Восстания нового торгового центра. Но из-за того, что подземные работы могут негативно сказаться на состоянии соседних исторических зданий, к этому проекту современные архитекторы относятся с большой осторожностью. Его реализация дорога и для современной капиталистической экономики. Вместе с тем, до сих пор поступают предложения о замене обелиска на памятник Александру III.